- Готика
-
ГО́ТИКА (от итал. — gotico, лат. — Gothi — назв. германского племени готов, вторгшихся в Римскую империю) — архитектурный и художеств. европ. стиль 12—16 вв. Термин введен в эпоху Возрождения как обозначение всего ср.-век., "варварского". Конструктивно Г. в архитектуре развилась из романского стиля под влиянием восточ. эстетики и прогрессивных технологий обработки прочного камня перед установкой. Каркасная система опор, стрельчатые арки, переходящие в нервюры сводов и т. п., позволяли добиться увеличения высоты сводов храма и пространства окон. Впервые за основу композиции ср.-век. архитекторы взяли символ и осн. доминантой выбрали вертикаль. Г. создала новую орг-цию внутр. и внешн. пространства, новую пластику и пропорции, новую эстетику, затем перенесенные из архитектуры в скульптуру и декоративные иск-ва, к-рые приобрели самостоят. значение.
Иск-во Г. имело неск. направлений: "Высокая Г." во Франции — расцвет стиля 13 в.; "Цветущая Г." — детали декорированы "крестоцветами" и "фиалами"; "Пламенеющая Г." — арки порталов и окон сплетаются в кружево в виде языков пламени; "Перпендикулярная Г." в Англии скрывает конструкцию под орнаментом; "Кирпичная Г." сев. Европы акцентирует цвет и пластичный строит. мат-л. Г., развиваясь в течение четырех столетий, стала высшей стадией ср.-век. иск-ва, общеевроп. стилем. В формах Г. строили от Ирландии на западе Европы до Чехии на востоке, от Италии на юге до Скандинавии на севере. При этом определяются и нац. школы (напр., "тирольская Г."). Поздняя Г. (14—16 вв.) получила назв. интернациональной. Крупнейшие образцы готич. иск-ва: во Франции — собор Нотр-Дам де Пари, мон. Мон Сен-Мишель в Бретани, собор и судебная палата в Реймсе; в Германии — Кельнский собор; в Италии — Миланский собор; в Испании — кафедральный собор св. Евлалии (Барселона); в Чехии — собор св. Вита (Прага) и др.
В России Г. практически не встречается по причине культурной изоляции после разделения православия и католичества, а затем татарского ига. Редкий пример — Владычная палата Новгор. кремля 16 в. с типично готич. по конструкции и декору интерьером. "Готич. экспрессионизм" находят и в новгор. школе иконописи. Подлинно готич. здания в России есть только в Калининградской обл. и Выборге — т. е. на неисконных территориях.
В России термином "Г." до нач. 19 в. наз. все древние сооружения неклассической архитектуры, образцы др. рус. зодчества, особенно шатровые храмы (см. Готика русская), а в эпоху классицизма — даже елизаветинское барокко. Растрелли однажды применил готич. конструкцию, прикрыв ее барочным декором (при сооружении высокого барабана гл. купола Смольного собора).
Романтизм ввел Г. в круг осн. источников духовных традиций. В России 18 в. черты Г. появляются в архитектуре екатерининского периода (см.
Псевдоготика), в 19 в. в эпоху историзма (см. Неоготика), однако эти постройки имели не готич. конструкцию, но лишь декор. С 1870-х гг. с появлением протомодерна готич. мотивы широко распространены в постройках и интерьерах. В эпоху модерна архитекторы применяли и готич. конструкции, и готич. декор. Развитие готич. конструкции и появление новых строительных мат-лов в нач. 20 в. привело к появлению мн. совр. архитектурных форм.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.